ТЕКСТ ТОЛЬКО

       На рубеже веков, в странах Европы, в штатах бурлил капитализм, не исключением была и Россия, где последний переходил в стадию империализма. В условиях научного и технического прогресса на поляне буржуазных отношений начинал развиваться тип культуры, который мыслители того времени связывали с понятием "цивилизация". С их точки зрения она не только давала невиданные материальные блага, но и грозила разрушить культурные традиции, человеческую индивидуальность, творческую нотку личности, всё более распыляемую духовную позицию (как ни странно, Россия и через сто лет будет заново переживать те же процессы..)
       Как обратная реакция этому, в искусстве, появляется направление, стиль - модерн. Последний, как и появление Международных выставок (подробно далее), следствия очередного перелома мышления, связанного с переменами в науке, общественных отношениях, промышленности. Влияние среды (отсутствие сильных войн, в России - отмена рабства, открытия в математике и др. науках, распространение профессий умственного труда, использование сырьевой базы колоний) повлекло к потребности стран обмениваться как технической, так и культурной информацией. Такими мероприятиями стали международные выставки. Решение о проведении выставки означало многолетнюю подготовку жителей и организаторов к приему, размещению миллионов зрителей, участников. Строились гигантские помещения, аттракционы, мосты, разбивались парки, выходили в печать каталоги различных отделов, путеводители по городам, окрестностям. Деньги на строительство выделяло, как государство, так и отдельные министерства и фирмы, желающие быть представленными.
       В разные периоды развития стран начинают, выделятся, доминировать определенные типы зданий, в эпоху готики это собор, с наступлением барокко - герцогский дворец. Промышленная экономика, производство стали требовать для себя большие, порой гигантские помещения - павильоны. Эта же сторона жизни общества, этот же этап развития потребовал организации глобальных фестивалей, мест обмена технологиями, просто развлечений, именно так начались международные промышленные выставки. Существовала некоторая поспешность, и как любое новое дело, первые выставки показали некоторые "казусы": Экспозиции пром. выставок той эпохи (середина 19века) представляли собой имитацию архитектурных форм, возникших для иных функций в иные времена. Павильонам придавали вид дворцов, так и называли - дворец горного дела, дворец электричества. Выставочным оборудованием тех лет "мебели для экспозитов" служили шкафы, буфеты, "горки для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей" "Котлы локомобилей в виде барочных куполов, паровозы наделенные готическими членениями и орнаментальными мотивами".
       Для первой великой выставки "промышленности всех наций" было построено эпохальное здание, предвосхитившее целый ряд позднейших методов строительства - Хрустальный Дворец Джозефа Пэкстона. Как это было всегда, новое приживается в обществе сопровождаясь гонениями автора нововведения. Так было и с Хрустальным дворцом (Лондон 1851), тоже случилось и с Башней Эйфеля (построенной к межд. выставке в Париже в 1889г). Известны, вошедшие в легенду протесты Джона Рескина против "Хрустального дворца". Он протестовал не против самого здания, а против людей, против переверта самой жизни в угоду зданию, на которое надобно было глазеть. Он писал: "Наконец, появился Хрустальный дворец, окончательно испортивший пейзаж. В дни выставки он привлекал множество людей, и они проходили по тропинке и портили ее на все остальные дни недели, забрасывая окурками сигар. А там пошли железные дороги, и каждый дачный поезд привозил туда толпы шалопаев; они обламывали изгороди, пугали коров и обрывали цветы, какие можно было достать из-за заборов. Тогда владельцы земли выстроили каменные стены, чтобы оградить себя. На тропинке сделалось грязно и не выносимо жарко и мало-помалу ей завладели исключительно шалопаи, а в конце появился полисмен" Наиболее известные выставки, которые можно считать Международными: Лондон 1851(участники приглашались по дипломатическим каналам, хрустальный дворец), Париж 1855, Нью-Йорк 1853, Лондон 1862, Париж 1867, Вена 1873, Филадельфия 1876, Париж 1878 (галерея физического труда, главный вход ), Сидней 1879, Мельбурн 1880, Амстердам 1883, Антверпен 1885, Барселона 1888, Брюссель 1888, Париж 1889(100 лет взятию Бастилии, Башня Эйфеля, Галерея машин, павильон пастелистов), Французская выставка в Москве 1891, Чикаго 1892, Антверпен 1894, Сан-Франциско 1894, Будапешт 1896, Нижегородская 1896, Стокгольм 1897, Париж 1900г/далее не имею хронологических данных, но вот наиболее выдающиеся:/Глазго 1901,Турин 1902 (главный павильон Р.Д'Аронко, интерьер Й. Ольбрих, многообразие декоративных форм и воспроизведение органических структур Б.Панкока, зала П. Беренса), Турин 1911 (русский павильон В.А. Щуко в стиле неоклассицизма),,
       1889 год Международная выставка в Париже. Башня Густава Эйфеля: предшественниками Эйфеля были ни кто иные как, Брунеллески с его знаменитым куполом "так же свободно сконструированным в пространстве", и Борромини "близок к той же проблеме - провести движение, начавшееся в каждой части внутреннего пространства до самого верхнего завершения". Как только Эйфелю был дан официальный заказ, многие журналы поместили гравюры с проекта (по словам современников, вид был довольно чудовищный). В результате в феврале 1887 года, через месяц после их опубликования, был напечатан протест, где в частности говорилось: "Мы, художники, скульпторы и архитекторы, храня верность великому французскому вкусу и предчувствуя угрозу для истории Франции; спешим засвидетельствовать Вам (президенту выставки) свое глубочайшее негодование по поводу того, что в самом сердце нашей столицы должна быть воздвигнута бессмысленная и безобразная Эйфелева башня". (в подписи Тони Гарнье, автор парижской "гранд опера", Александр Дюма, Ги де Мопассан, Уильям Моррис, десятки других). Впрочем, ничего более вразумительного они так и не смогли сказать (вспомним протест Джона Рескина, относящийся к "Хрустальному дворцу", который был куда содержательнее или акцию "долой Царя", развернутую не страницах журнала "Столица" зимой 1997 года против уже построенного монумента Петру Первому, работы Зураба Константиновича Церетели)
       "Эффект Эйфелевой башни": Для людей приезжающих в Париж башня оказывается именно там, где ее ожидают. В человека накладываются и вне эстетические факторы (размер, вес, стоимость, сложность, подробности, необходимость увидеть). Суммарно это вызывает эффект переживания, близкий к художественному и при малом усилии воспринимаемый как собственно художественный. Этот эффект очень распространен (я мог наблюдать его около падающей башни в Пизе, и около Санта Мария Дель Фьоре работы Брунеллески, во Флоренции, на улицах Помпей). Именно о нем писал Александр Блок в неоконченной книге "Итальянских впечатлений". Он "плодит породу гидов, которые голодной стаей бросаются на посетителя. Так и все стены живых картин заслонены мертвой людской стеной; залы наполнены ржанием англичан и пронзительными голосами гидов, несущих казенный вздор".
       Далее данные из путеводителя по всемирной выставке того времени. Высота: 300 метров (раза в два выше пирамиды Хеопса в Гизе), Площадь: 140 кв. аршин (на ней свободно бы поместился Зимний дворец Петербурга), Масса: 435000 пудов железа, первый этаж: 30 метров над землей с площадью 4200 кв. метров, второй этаж: 115 метров над землей 1400 с площадью 1400 кв. метров, третий этаж 276 метров над землей 272 кв. метров (он должен был вмещать около 800 человек, его окна в плохую погоду закрывались стеклами, 6-7 минут на лифте)
       Международная выставка в Париже 1900 год Важнейшими постройками на выставке в Париже 1900 года являются мост Императора Александра 3 (торжественно заложен 7 октября 1896 года в присутствии Николая Александровича, стоимость 7млн. франков, что 2млн. 625тыс. рублей), главный вход на площади согласия (четыре арки, скульптура электричества, купол с множеством маленьких граненых стеклышек для света), павильон "Вокруг света" с движущейся панорамой, "кинеорама аэростат", телескоп Делонкля (19 метров в длину с системой проецирования изображения (представлял собой гигантскую трубу с системой зеркал на конце, позволяющей видеть спроецированную на экран луну (изображение получалось около метра величиной)), громадный глобус архитектора Галерона. Глобус имел двойную структуру: внутри ядро 6 саженей (12.8 метра) в поперечнике, которое представляло собой географическую карту (по ней по спец. дорожкам прогуливалась публика). Этот внутренний глобус был окружен громадную сферой 22 сажени в поперечнике (47 метров, 15ти этажный дом) на которую были нанесены (внутри) известные звезды и планеты. "Земля" совершала полный оборот в сутки, солнце с натуральной скоростью двигалось по небу, по своей обычной траектории. Светила обладали свойственным им цветом и яркостью (использовалось электричество). Снаружи постройка была украшена громадными аллегорическими фигурами созвездий; на самом вверху, куда поднималась змеевидная лестница - смотровая площадка (35 саженей, 74.6 метра над землей, 25ти этажный дом). В павильоне предусмотрены бар, зал стереоскопических изображений, орган с оркестром.
       Дворцы и постройки на выставке 1900 года: Стадий (бои гладиаторов, шествия римских военачальников, состязание поэтов, подробности и картины крестовых походов, батальные сцены, бои быков, арабские конские гонки, бега колесниц, турниры рыцарей, бои боксеров, состязания гимнастов, атлетов, фехтовальщиков, велосипедистов..), дворец танцев (балетные группы от различных национальностей), дворец женщин (рукоделье, ресторан для дам), павильон Венеции (вид на дворец дожей со стороны большого канала, гондолы), постройки старого Парижа (четверть версты, 255метров в длину, св. Юлианская площадь, дворцы и сооружения Парижа разного времени, жители в старых одеждах, "двор чудес"), павильон Финляндии, швейцарская деревня (особенности быта, копия замка Шильно), Андалузия времен мавританского владычества (арабские арки, минареты, дворцы, точная копия ворот сивильского дворца Альказар, квартал арабских фокусников, колокольня - копия сивильской хиральды), китайская выставка, камбоджийский городок, тунисский городок, мадагаскарский отдел, (копии архитектурных памятников), дворец одежд (история одежды в виде коллекции одетых фигур в живописных группах и положениях), военно-морской отдел, торгового судоходства, отдел охоты, лесоводства, рыболовства и плодосбора, палата конгрессов и общественной экономии, павильон г. Парижа, отдел садоводства (теплицы), отдел инженерный и путей сообщения, горного дела, металлургии, павильон наук, воспитания и обучения, отдел пряжи, тканей, одежды, палата оптики (тут помещался большой телескоп, дворец воды, дворец мебелеровки, египетский отдел, Большой дворец (со столетней коллекцией фр. художников), Русский отдел (кустарный отдел, русские избы, старобрятское жилище, дальний север России, Средняя Азия с картиной Коровина, кавказский отдел), Дагомейский городок (с башней жертвоприношений), Сиамский городок, германская группа.
       1901 год Международная выставка в Глазго. Колонии Великобритании отличились австралийской ртутью представленной в виде фонтана, бьющего в обширном бассейне, на поверхности которого плавали куски чугуна, камня и прочего.. (туда бы нашу Г.О.) Экспонаты Русского отдела занимали огромную площадь в 40.835 кв. футов, равную 60% площади отведенной иностранным государствам и немногим меньшую площади под колонии Великобритании. "Русская улица", спроектированная Ф.О. Шехтелем представляла собой четыре павильона: горное дело, лесное дело, земледелие и обрабатывающая промышленность. "Liberte" подробно описывая русский отдел, заявляет, что тщательное знакомство с собранными в нем богатствами дает посетителю точное понятие о новой промышленной державе, об империи, которая еще несколько лет назад ничего другого не могла выставить, кроме сырых продуктов; теперь же она стоит на одном уровне с самыми цивилизованными народами.
       Из развлечений особо запоминался водопад: сооружение из круто наклоненной плоскости, спускающейся в воду. На этой пл. устанавливались на салазках лодки, которые под действием силы тяжести стремительно падают в воду. Благодаря особой конструкции передней части, они не зарывались носом в воду, как этого ждали с захватывающим вниманием зрители, а быстро двигались по поверхности воды, поднимая перед собой огромный столб брызг, и опять-таки благодаря приданной форме ни одна капля брызг не попадала внутрь. Модель железной дороги: выставленная в парке, где движущей силой являлась тяжесть, при помощи которой предполагалось достигать скорости 300 верст в час (319.950 км/ч). Путь проектировался в виде ряда длинных мостовых ферм, лежащих краями на гидравлических поршнях. Приподнимая поршнем один конец фермы, можно придавать ей желательный уклон, при котором вагон будет катится вниз с желаемой скоростью; когда он достигнет следующей фермы, она будет приподнята, подобно предыдущей и таким образом вагон двигался как бы непрерывно вниз в одном и том же направлении.

       ТЕКСТ: Написан, так как мне это интересно. Суховат т.к. источник информации (за последние 80 лет я не знаю ни одной книги по теме..). В принципе охватывает лишь архитектурные и развлекательные аспекты выставок (остаются экономические, политические, художественные..). Россия великая страна (вспомним хотя бы выставку в Глазго), я уверен, что тот упадок, который можно сегодня наблюдать в культуре, производстве, в мыслях людей скоро закончится. Полагаю, каждый способный человек должен задумываться над тем, что он делает, и будет ли это полезно его стране, а не только ему самому, его карману. Мы тонем, и запад неприменно в этом нам помогает. Предпочитая увеселительное, отдаваясь и подражая западным ценностям мы уничтожаем не только культурное многообразие нашей страны, но и всей планеты. Попытаюсь сделать всё для возрождения моей страны, моей России. 

ЛОПАТИН ДМИТРИЙ    (последнее изменение: )

ПРИМЕЧАНИЯ:
аршин (длина всей руки от плеча, вольный шаг человека, 0.711 метра)
сажень(3 аршина, 2.133 метра)
верста (500 сажень, 1066.5 метров, 1км 66.5метров)


Литература по фондам РГБ (18лет/ 9:00 до 21:00), ОЧЗ (заказ, два часа ждать):
журнал "Зодчий" Пг., шифр: XX 100/1 XX 269/83
1902г ╧39╧40, 1904г ╧8╧15, 1908г ╧35, 1911г ╧37, 1913 ╧20..
"Декоративное искусство СССР" М., шифр: XX 539/9 XX 540/9 1970г. ╧9, ╧10
Международная выставка в Глазго 1901 года Спб., 1902г, шифр: g 59/70
Всемирная выставка в Париже 1889г. Спб., издатель: И.Н.Скороходов 1889г, шифр: А 150/743
Всемирная выставка. Париж 1900г. Спб., 1900г, шифр: Е 108/355 И 35/1001

^^^^^


можно послать мне письмо электронной почтой: text@mail.ru
также можно воспользоваться формой для ввода данных: